Буква В

Волок

Сегодня, в начале XXI века, такие арктические фразы как «зона устойчивого развития», «территория диалога» или «Северный морской путь» у всех на слуху. Столетиями ранее, когда заполярные земли только начинали осваивать, существовала своя арктическая терминология. И одно из понятий, ушедших в прошлое, — волок. Или волоковой путь.

Очевидно, что существительное «волок» имеет прямое отношение к глаголу «волочить». Сухой волок — это участок суши на водоразделе двух речных систем, через который суда перетаскивали — волочили. Премудростей множество: чаще всего судно тянули посуху с помощью длинных и прочных канатов. Для того, чтобы оно не зарывалось в землю, перед ним прокладывали разборную деревянную дорогу — слани. А для облегчения процесса устанавливали механический ворот, равномерно распределяющий нагрузку.

В XVI веке был широко известен Ямальский волок — путь сквозь полуостров Ямал, приводящий торговых и промышленных людей в сибирский город Мангазея. Сложная система озёрно-речных дорог позволяла путешественникам миновать трудную, подчас смертельно опасную, ледовую обстановку на севере полуострова Ямал.

В теории всё просто: входим в устье реки Сеяха Мутная и движемся вверх по течению до озёрных просторов Мал-то, Ер-то и Ней-то, тянем суда по небольшому песчаному перешейку — собственно волоку — и попадаем в гигантское озеро Ямбу-то, откуда по Сеяхе Зелёной спускаемся в Обскую губу.

Сейчас на предполагаемом месте волока — остатки торговой и рыбопромышленной фактории, существовавшей здесь в прошлом веке, а также скрученный из толстой проволоки крест — скромный памятник здешней Великой Истории. А ещё кругом — бескрайняя тундра, безбрежное небо и бесконечная кра-со-та. Всё это увидели наши смелые байдарочники.

НазадВперед