Ямальский волок

Ямальский волок

Марина Титова

Марина Титова

культуролог

История Ямальского волокового пути.

Мангазейский морской торговый путь действовал с XVI по начало XVII века. По нему торговые и промышленные суда попадали из Архангельска в «златом кипящую» Мангазею — ныне не существующий сибирский город, центр торговли пушниной. На полпути в Мангазею дорогу мореходам преграждал полуостров Ямал. Его не огибали, а проходили насквозь, сокращая расстояние от Карского моря до Обской губы на 500 километров. Дорога сквозь Ямал звалась Ямальским волоковым путём.

«Волоковым» путь называли потому, что часть его проходила по суше и суда через этот участок перетаскивали, волоча по земле. Целиком прохождение сквозь Ямал выглядело так: мореходы вводили суда в устье реки Сеяха Мутная, против течения поднимались до Нёйтинских озёр, волоком перетаскивали суда через Ямальский водораздел до озера Ямбуто и по течению реки Сеяха Зелёная шли до выхода в Обскую губу — того места, где сегодня стоит село Сеяха.

Волоковый участок на Ямальском водоразделе с высоты полёта вертолёта
Волоковый участок на Ямальском водоразделе с высоты полёта вертолёта.

Ямальский волоковой путь был серьёзной проверкой на прочность для людей и судов. От морехода он требовал тщательной подготовки: изучения описаний местности и грамотного расчёта времени с учётом погоды. От судна — прочности корпуса и надёжности оснастки. Но не только прохождение волока, а весь водный путь от Белого до Карского моря немыслим без судна, готового к плаванию в арктических водах. В допетровскую эпоху для этого использовали кочи — плоскодонные транспортно-промысловые суда. Кочи-вездеходы ходили и в прибрежной зоне каботажного плавания, и в значительном удалении от берега — в районе Маточки-Новой Земли и Груманта-Шпицбергена.

Из-за недостатка исторического материала мнения исследователей о том, как выглядели кочи, расходятся. Некоторые специалисты считают, что в условиях арктических плаваний кочи имели ряд существенных конструктивных преимуществ перед остальными судами: яйцевидная форма корпуса и небольшая осадка позволяла им заходить в мелкие реки для торговли или в ожидании хорошей погоды, а в случае отлива вставать на киль и дожидаться большой воды полулёжа на отмели; форма киля, напоминающая лыжу, позволяла протаскивать судно по льду до полыньи с открытой водой. Наконец, есть мнение, что само название судна, происходит отслова «коца» — шуба. И речь не о меховой одежде, а о противоледовой обшивке, защищающей корпус от износа.

Коч в версии С. Кухтерина, 2008. Источник: НПО «Северная археология-1»
Коч в версии С. Кухтерина, 2008. Источник: НПО «Северная археология-1»

Ямальский волоковой путь был закрыт указом царя Михаила Фёдоровича в 1619 году из-за опасений, что по нему иностранные корабли могут проникнуть в богатые ресурсами земли Сибири. Из-за ос­ку­де­ния промыс­лов и из­ме­не­ния на­прав­ле­ний то­вар­ных по­то­ков Мангазея стала терять значение торгового и административного центра в 1630-е годы. Кочи, несмотря на петровский запрет «староманерных судов», продолжали строить до конца XVIII века, но с развитием железного парового судостроения и они стали историей.

Подготовка к походу по Ямальскому волоку.

Летом 2021 года я — Марина, экскурсовод из Архангельска, и мой друг Слава, музейщик из Москвы, решили пройти Ямальский волок. Мне было любопытно побывать на месте, о котором я прочла так много книг: представления о древнем пути сквозь Ямал просили проверки на практике. Антропологу Славе, помимо приключения как такового, хотелось попасть в ямальскую тундру и покочевать с ненцами-оленеводами. За неимением коча идти решили на каркасной байдарке. Таким образом, у нас наметилось историко-этнографическое путешествие с туристической составляющей.

В XXI веке есть несколько способов попадания на Ямальский водораздел — сердце полуострова Ямал и центр волокового пути. Можно пройти историческим водным путём: по течению Обской губы дойти до села Сеяха, войти в устье Сеяхи Зелёной и двигаясь против течения реки на вёслах или под мотором дойти до озера Ямбуто. А можно как мы: по воздуху.

Дело в том, что наше со Славой путешествие к Ямальскому волоку началось с участия в волонтёрской экологической экспедиции в село Сеяха. «Зелёная Арктика» отобрала и подготовила добровольцев со всей страны, чтобы отправиться в Сеяху и в течение двух недель очищать территорию села от захламлений, оставшихся здесь после активного промышленного освоения региона во второй половине ХХ века.

В 2020 году я уже была добровольцем экспедиции в Сеяху. Слава так же, как и я годом ранее, прошёл отбор в экспедицию. Наши знания и умения помогли организаторам в сборе культурологической и социологической информации, которая легла в основу сайта «Азбука Сеяхи». Готовясь к путешествию, я заранее договорилась с ребятами из «Зелёной Арктики» о заброске нашего походного снаряжения вместе с общим экспедиционным грузом — инструментами и продуктами питания для волонтёров. Вот как получилось, что я, Слава и наши походные вещи, включая байдарку, попали в далёкую Сеяху — начало пути сквозь Ямал.

Старт нашего похода был запланирован на последний день волонтёрской экспедиции. На протяжении двух недель, помимо общей работы по уборке территории, мы старались выяснить у местных жителей о том, что ждёт нас на волоке и как к этому подготовиться. Благодаря искренней помощи сеяхинцев нам удалось грамотно проработать маршрут, собрать продуктовый паёк на 3 недели пути, одолжить спутниковый телефон и, самое важное, попасть на вертолётный борт до Нёйтинских озёр. Без вертолёта у нас бы не было ни малейшего шанса на путешествие: в августе реки слишком мелкие, чтобы подниматься по ним вверх по течению, пусть даже и на байдарке.

Мнения сеяхинцев о нашем походе:

В июле вас унесут в тундру комары, а в августе заживо съедят мошки, поэтому отправляйтесь в путешествие в самом начале лета.
Июнь? Ни в коем случае! На центральных озёрах ещё будет держаться лёд!
Течение настолько быстрое, что вы не сможете идти по реке без мотора!
Лихо размахивая двумя байдарочными вёслами, вы дней за 5–7 до волока долетите.
Палатку можно где угодно поставить!
Берега песчаные, часто — глиняные, иногда — обрывистые, почти везде — с густым кустарником... Вы где там жить-то собираетесь?

Противоречивая информация, полученная от местных кочующих оленеводов и оседлых жителей Сеяхи, свидетельствовала: нас ждёт трудный путь. Возникла мысль, что мы ввязались в сомнительную авантюру. Наши переживания развеял Николай Егорович Смородин, путешественник-байдарочник из сибирского села Лемпино, в одиночку преодолевший на вёслах не одну тысячу километров. Мы связались с ним по телефону накануне старта нашего похода.

Оказалось, что Николай Егорович прошёл Ямальский волок всего за 18 суток. Зато каких! Пару раз тащил байдарку «корабликом»: когда выгребать против сильного встречного ветра становилось невозможно, сам шёл по берегу, а свой транспорт тянул по воде с помощью верёвки. Николай Егорович рассказал, что остерегался идти через центр озёр: сильная, частая и крутая волна то и дело норовила перевернуть байдарку. Ночевал он в палатке, балках и гостеприимных ненецких чумах. По пути творил молитвы, пел песни и созерцал природу. На месте самого волока Николай Егорович поставил крест, сделанный из найденной там же толстой проволоки. Этот знак до сих пор стережёт озёрный водораздел, возвышаясь над обрывистым берегом первого Нёйтинского озера. Но нам со Славой ещё только предстояло его увидеть.

Крест, сделанный из найденной там же толстой проволоки

Ямальский волок на байдарке.

В итоге, путешествие, к которому мы так долго готовились, началось, заняло 16 дней и успешно завершилось. Оказалось, что путешествовать по волоку на каркасной байдарке достаточно удобно: она неплохо протягивается по песчаным и глинистым отмелям, встречающимся на протяжении всего маршрута, и при необходимости относительно легко переносится на руках. А ещё байдарка отлично ведёт себя на высокой волне. Главное, чтобы волны были без коварных белых бурунов, иначе есть риск перевернуться.

Маршрут экспедиции получился следующий: вертолёт от Сеяхи до фактории на Нёйтинских озёрах — разведка волокового водораздела — переход по озёрам до истока Сеяхи Мутной — и, наконец, путешествие по течению реки до вахтового посёлка Бованенково. Пять из шестнадцати дней — вынужденные днёвки из-за плохой погоды. В эти дни мы изучали материалы наших предшественников: карты волока, составленные Омской экспедицией 1936 года, книги Дмитрия Буторина и Михаила Скороходова, прошедших Мангазейский морской путь на карбасе «Щелья» в 1967 году, отчёты историко-археологической экспедиции 1971 года, проведённой под руководством Михаила Ивановича Белова, дневниковые записи Вадима Гриценко... Читая эти тексты, мы неизменно убеждались: и нам, и тем, кто шёл волоковым путём до нас было непросто, но интересно.

Ямальский волок на байдарке

Непросто

...договариваться о сотрудничестве с ветром, ибо он не знает полумер: либо полный штиль, либо сильнейший шторм. Третьего не дано.

...грести против встречных порывов, на отмели или при крутой волне. В особенности трудно при совпадении всех трёх перечисленных природных аттракционов.

...затаскивать вещи и байдарку с воды на крутой скользкий глинистый берег, чтобы утром повторять те же действия в обратном порядке.

...делать всё возможное, чтобы междометие «бррр!» не стало девизом похода.

Интересно

...наблюдать одновременно Луну, Венеру, звёзды, северное сияние, туман и сполохи промышленных факелов.

...придумывать названия безымянным географическим объектам: теперь где-то в извилистом пространстве Сеяхи Мутной есть Лебединый мыс, Самлянг сале (Пятый мыс) и мыс утки Аксиньи.

...пять раз за день пересекать 69 меридиан: река как будто с сомнением выбирала своё русло и поэтому сильно петляла, не решаясь двигаться к морю прямой дорогой.

...сравнивать тундру с морем: безбрежность плавного рельефа, бездонность купола неба над головой и беспечность песен чаек-пересмешниц в воздухе.

Ямальский волок на байдарке

Наша со Славой экспедиция завершилась. Отчёты составлены. Фото- и видеоматериалы обработаны и выпущены в Интернет. Другие энтузиасты-путешественники периодически пишут и просят поделиться опытом, дабы самостоятельно пройти этот исторический маршрут — пока он больше интересует исследователей и пассионариев, нежели туристов и широкую общественность. Что будет дальше — увидим, но одно можно сказать точно: Ямальский волоковой путь не забыт.